Ремонт HDD накопителей Hitachi-IBM

7. Диагностика неисправностей

Задача восстановления накопителя Hitachi-IBM сводится в первую очередь к точной диагностике неисправности, желательно без разборки гермоблока и сведения к минимуму возникновения в ходе диагностики еще больших повреждений накопителя или потери данных.

Неисправности, как и методы диагностики, можно разделить на следующие группы:
> Неисправность платы электроники.
> Повреждение двигателя/подшипника.
> Повреждение парковочного элемента.
> Повреждение одной и более головок чтения/записи.
> Повреждение головок и запил поверхности.
> Разбитые стеклянные диски (легко определить по характерному шуму).
> BAD — сектора.
> Нестабильности чтения/записи.
> Полная или частичная потеря служебной информации.

После того, как круг проблем определен, можно приступить к диагностике. Что же из выше перечисленных неисправностей произошло?
Шаг 1: электроника. Начнем с платы электроники. Чтобы убедиться в исправности платы электроники, достаточно переставить ее на другой накопитель с такой же версией микропрограммы и убедиться, что он с этой платой работает без сбоев. Рекомендации по подбору электроники на основании версии накопителя описаны в 4.2. Некоторые семейства имеют ряд особенностей по совместимости электроник, которые описаны в главе 9. Если накопитель после подачи питания выходит в готовность, не раскручивая шпиндельный двигатель, это может означать, что в NV-RAM записана несовместимая с ПЗУ программа. Если при подаче питания накопитель не раскручивает двигатель и остаётся в состоянии BSY или на индикаторах состояния хаотичное мерцание, это может означать повреждение центрального процессора или дополнительной ПЗУ с кодом (на накопителях AVVN — довольно частое явление). Следует помнить, что дополнительное Flash ПЗУ присутствует не на всех платах. Она, как правило, присутствует только у накопителей из первых партий, когда производитель ещё тестирует код управления HDD. Далее протестированный код переносится в масочное ПЗУ внутри микросхемы процессора. Также одной из неисправностей электроники может быть некорректная работа схемы датчика удара. При этом накопитель может проходить верификацию без проблем, а на случайном чтении стучать. Для исправления следует отпаять датчик удара — это крупный элемент, похожий на керамический конденсатор, всегда установленный под углом 45 градусов (Такая установка позволяет определять удары трем координатам — в плоскости дисков за счет установки под углом и по вертикали. Теоретически удары вдоль оси датчик определяет слабо.) к краю платы (у некоторых 2.5″ накопителей он установлен в гермоблоке).
При неисправной плате электроники программное восстановление с использованием утилиты невозможно.

Шаг 2: механика/электромеханика. Если проблема не в плате электроники, следует переходить к диагностике двигателя. Если при исправной плате двигатель не раскручивается, то причина сбоя в повреждении обмоток двигателя, либо в прилипании головок к поверхности. Встречается повреждение двигателя, в результате которого выходит из строя микросхема управления двигателем. Еще одним источником отсутствия вращения является клин гидродинамического подшипника. В тех накопителях, где используется шариковые подшипники в шпинделе, клин практически не встречается, но есть другое явление — двигатель работает с явно высоким уровнем шума. Еще одной проблемой двигателя может быть плохой контакт или обрыв шлейфа в разъеме между платой электроники и гермоблоком.

В итоге, проблемы двигателя можно диагностировать по следующим проявлениям:
• Замыкание или обрыв обмоток.
• Заклинивание гидродинамического подшипника (FDB).
• Работа двигателя со значительным уровнем шума.
• Проблема с подсоединением двигателя и платы электроники.
В случае с неисправным двигателем программное восстановление средствами утилиты невозможно.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *