Компьютер в кармане с помощью Intel Atom

Процессоры Intel Atom, вышедшие примерно четыре года назад, натворили немало шума в современном IT-мире. Сколько незаурядных продуктов было выпущено на их базе за последнее время – можно даже со счета сбиться, если считать одних производителей, не говоря уже о конкретных моделях.

Упертая Intel ну никак не хочет взять да распилить какой-нибудь Intel Sandy Bridge до состояния экономичного одноядерного процессора с мегабайтом кэш-памяти и функцией Hyper Threading. Такой процессор, выпущенный по самым современным техническим нормам, был бы дешевым, очень экономичным и невероятно мощным (не в пример «атомным» огрызкам), так что его можно было бы использовать и в нетбуках, и в ноутбуках нижнего ценового сегмента. Однако, не желая создавать конкуренцию среди своих продуктов, Intel благополучно выделяет в отдельную нишу глупенькие и очень нерасторопные Atom’ы, из года в год облепливая их очередными сомнительными улучшениями, и постепенно поднимая тактовую частоту на какие-то десятки мегагерц. Стоит ли говорить, что производительность у нишевых устройств на базе Atom так и остается крошечной и сильно ограничивает список программ, который может запустить пользователь?
Впрочем, речь в данном материале пойдет не о самих процессорах Atom, а о желании компании Intel сделать как можно больше своих маломощных процессоров, прикрывшись благородным желанием выпустить сверхмалые портативные устройства для выхода в Интернет.

Компьютер в кармане

Первые попытки выпустить на рынок ультрамобильные компьютеры на базе полноценных х86 CPU компания Intel предприняла еще в 2006 году, когда публике был официально представлен концепт КПК-переростка на базе Intel Celeron М под кодовым названием Origami Project. Устройство действительно отдаленно напоминало КПК, обладало 7-дюймовым дисплеем и оснащалось 1.8” жестким диском. Прототип не имел клавиатуры, но мог похвастаться резистивным сенсорным экраном, который отчасти ее заменял. Не осталась в стороне и компания Microsoft, которая специально для этих девайсов решила выпустить редакцию Windows ХР Tablet Edition с дополнительным набором оптимизированных под новые устройства функций. Новое направление устройств получило название Ultra Mobile Personal Computer (UMPC) и было поддержано несколькими крупными производителями. Так, в скором времени был анонсирован Samsung Q1 самый массовый UMPC с 900-мегагерцовым Pentium М или Celeron М ULV, 512-мегабайтами оперативной памяти и графическим ускорителем Intel GMA 900. В качестве операционной системы применялась та самая ХР Tablet Edition, использовать которую при помощи одного лишь стилуса, даже несмотря на оптимизации ОС, было неудобно. Тем не менее, сама концепция полноценного ПК в корпусе размером с DVD-box привлекала многих. Внутри устройства стояло типичное для среднестатистического ноутбука тех времен железо, батареи хватало примерно на 2-3 часа автономной работы, а удовольствие от обладания таким устройством попросту перекрывало все недостатки, коих, кстати, было немало. К примеру, стоимость того же Samsung Q1 на первых порах зашкаливала за $1500, а уж у самых компактных моделей, вроде Sony UX с 4.5-дюймовым экраном и гигагерцовым Intel Core Solo на борту, цена доходила аж до $3000-3500.
Впрочем, заинтересованные эстеты все таки нашлись, и поскольку в те времена никаких планшетов за $300 на NVIDIA Tegra 2 не было и R помине, а самый навороченный КПК по своей функциональности недалеко уходил от электронной записной книжки, продажи UMPC все же имели место быть. Для многих возможность устанавливать любые программы с «настольного» ПК была гораздо важнее нереально высокой цены, а поскольку это были уникальные устройства, первые партии UMPC разошлись в кратчайшие сроки. Тот же Samsung Q1 обладал достаточной производительностью, чтобы погонять в GTA: Vice City, или запустить какой-нибудь мощный графический редактор.
Естественно, высоченная цена на эти продукты останавливала многих покупателей, поэтому ушлые производители стали выпускать устройства подешевле, на доступных и экономичных, но морально устаревших процессорах VIA С7, которые хоть и работали на более высокой частоте, зачастую уступали в скорости 900 мегагерцовым Celeron М. Тем не менее, благодаря дешевым железкам удалось снизить стоимость UMPC почти вдвое, что естественным образом вызвало вторую волну популярности концепта Origami.

Рождение Atom’a

Спустя всего полтора года после анонса первых моделей UMPC компания ASUS объявляет о создании нового класса крошечных ноутбуков, которые имели на борту то же самое железо, что и в UMPC, включая мобильный процессор Celeron М, видеоускоритель GMA 900 и 7-дюймовый экран с разрешением 800×480 пикселей. Однако главным отличием нетбуков от всего ранее представленного была цена: официально она начиналась с 300 долларов – более чем демократично для крошечного ПК, который весит столько же, сколько рядовой UMPC, обладает той же производительностью, но стоит при этом в 5-7 раз дешевле. Буквально через считанные месяцы практически все крупные производители ПК анонсировали свои модели нетбуков, которые имели минимальные отличия от детища ASUS.
Тогда же, в 2008 году, Intel представляет свои процессоры Intel Atom, которыми она начинает шпиговать все миниатюрные системы, создавая новые классы дешевых нетбуков, неттопов и даже моноблочных ПК, стоимость которых находилась в очень уж привлекательных ценовых рамках. Процессор получился вдвое медленнее Intel Pentium М, работающего на той же тактовой частоте, однако не в пример экономичнее, так что скромные показатели в тестах производительности компенсировались мизерным энергопотреблением в 2.5 ватта и чрезвычайно долгим временем автономной работы. Однако инженеры Intel просчитались – специально под Atom так и не был разработан экономичный чипсет. Производителям пришлось использовать морально устаревший Intel 945GSE четырехлетней давности, который энергии потреблял втрое больше, чем сам Intel Atom.

Intel Atom
Стоит также отметить, что инженеры Intel изначально запустили две линейки процессоров – одна привычная, N2x0 для нетбуков и настольных ПК, а другая – сверхкомпактная серия Z5x0, процессоры которой потребляли еще меньше энергии, работая на меньшей частоте, и благодаря своим крошечным размерам могли легко уместиться в корпусе объемом с пачку сигарет. Но вот беда – в пару к таким экономным «камням» расточительный Intel 945GSE ну никак не клеился. Поэтому в помощь крохе Z5x0 был разработан специальный чипсет US15W, который получился еще медленнее старика 945GSE.
С одной стороны, он был крайне экономичным и компактным, с другой – Intel не стала заморачиваться с разработкой нового GPU и просто лицензировала уже готовое видеоядро у разработчика мобильных графических чипов, компании PowerVR. Переименовав знакомый по Apple iPhone 3GS и 4G видеочип SGX 535 в GMA 500. Intel со спокойной душой запустила его в производство в составе нового чипсета и наспех слепила кривущий драйвер, который был не в состоянии обеспечить хоть сколько-нибудь приемлемую работу самого ускорителя.
В таком составе связка из процессора Z5x0 и чипсета US15W была представлена разработчикам в качестве основы для чего-нибудь более интересного, чем слегка поднадоевшие нетбуки и неттопы. Дело осталось за малым – необходимо было лишь придумать новую нишу для реализации всего этого хозяйства.

Mobile Internet Device

После не слишком уж удачных продаж UMPC, которые за пару лет разошлись куда меньшим тиражом, чем нетбуки за первые полгода, Intel заинтересовалась новой концепцией мобильного устройства, которое было бы максимально компактным, могло долго функционировать на одном заряде аккумулятора и при этом позволяло бы пользователю легко блуждать по просторам Интернета, оставаясь в Сети круглые сутки. Технологии уже позволяли создать компактный девайс не больше КПК, но со «взрослым» компьютерным железом. Новая концепция уж очень смахивала на обновление UMPC, только в гораздо меньших габаритах и с продолжительным временем автономной работы. Разрекламировав технологии энергосбережения и непаханые объемы рынка, для которого предназначалась новая разработка, Intel подогрела интересу нескольких крупных производителей и всерьез начала обдумывать внутренности и внешний вид своего детища.
За основу была взята связка из процессора Intel Atom Z5x0, работающего в пределах от 800 до 1330 МГц, и вышеупомянутого чипсета US15W. Эта сладкая парочка получилась настолько экономичной, что могла обеспечить работу мобильного устройства на протяжении пяти шести часов, что было бы вполне достаточно для его использования в течение рабочего дня. Далее было решено отказаться от жесткого диска – в такие крошечные устройства он бы просто не влез, да и надежность механики вставала бы под вопрос. Поэтому, как и в случае с первыми ASUS Еее PC. было решено остановиться на твердотельных накопителях, которые к тому времени активно применялись не только в нетбуках, но и в настольных ПК. Естественно, крошечных Еее РС’шных объемов в 2-4 Гбайт для современных нужд было бы недостаточно, поэтому Intel поставила жесткие условия в будущих девайсах использовать как минимум 8-16 Гбайт памяти. На экране тоже решили не экономить – резистивная матрица с разрешением в 1024×600 пикселей и диагональю в 4.5 дюйма идеально вписывалась в разрабатываемую концепцию. Все-таки сидеть в Интернете и просматривать страницы в браузере удобнее именно в таком разрешении, нежели D архаичном 800×480. Поскольку свободного места в будущих устройствах оставалось совсем мало, производители решили вообще
отказаться от USB. В конце концов, зачем они вообще нужны крошечному ПК, где все управление будет осуществляться через сенсорный экран? Но Intel все-таки посоветовала не выбрасывать данный интерфейс на помойку, предложив оставить хотя бы один mini-USB порт для подключения клавиатуры или флешки – надо же было хоть как-то выделить новое устройство на фоне разросшегося рынка смартфонов и КПК, которые о нормальной поддержке периферии могли только мечтать.
Ну а вдобавок изрядно похорошевший концепт было решено снабдить модулями Wi-Fi и Bluetooth, а в некоторых случаях – даже 3G-модемом. чтобы у будущего пользователя был постоянный доступ в Сеть.
Оставалось только выбрать операционную систему. Логично было бы предположить, что на микро-UMPC с процессором Atom на борту производители начнут устанавливать настольную версию Windoцs. Однако Intel от этой идеи отказалась – якобы наценка за предустановленную ОС будет высока и удобством пользования такое решение отличаться уж точно не будет. Тут требовалась легкая ОС, которой было бы удобно пользоваться, что называется, «на ходу», и которая как можно меньше нагружала бы процессор. Требования к вожделенной ОС были минимальны – достаточно было обеспечить стабильность в работе и удобный веб-серфинг, остальное отодвигалось на второй план.

Старт продаж

Примерно в конце 2008 года в странах Азии в продаже начинают появляться первые МID-устройства по весьма немалой цене. На самом деле, разбив лоб еще два года назад при попытке реализовать свои UMPC, многие известные производители, вроде той же Samsung, отказались от дальнейшего развития концепции ультрапортативных ПК и сосредоточились на более массовом и прибыльном рынке нетбуков. Впрочем, среди производителей MID-устройств из известных компаний отметилась разве что ASUS со своим R50H. Большинство представленных устройств базировались на процессоре Atom Z500 – самом младшем из линейки Atom’oB, с вырезанным Hyper-Threading и мизерной тактовой частотой 800 МГц. Оперативной памяти вроде бы было достаточно целый гигабайт, однако с учетом того, что видеоядро «откусывало» еще 128 Мбайт, самой оперативки оставалось, прямо скажем, немного. Поскольку масштабы производства были невелики, то и цена на готовые устройства была гораздо выше обещанных $500-600. Львиная доля изготовленных MID-планшетов продавалась по цене от $1000 и выше, что, г. учетом особенностей их позиционирования на рынке, означало лишь одно – расходиться по такой цене они будут крайне плохо. Сами производители смекнули, что платить такие деньги никто не будет, и решили воспользоваться любимым способом удешевления начать урезать и без того бедные характеристики MID. Практически сразу после начала продаж у большинства моделей был изъят модуль 3G и урезана ПЗУ с 32и 16-ти до 8 Гбайт. Это позволило скинуть $200-300, однако изменить ситуацию на корню и привлечь массового покупателя так и не получилось. А казалось, что все будет не сложнее чем продажа бокалов для коньяка или для бренди, кому как угодно. Подобная ситуация была при попытке купить коньячные бокалы  и посуду в Москве.
Чем же плохи были новоявленные MID-планшеты? Прежде всего отталкивали они своей дохлой начинкой и убогим программным обеспечением. Возможности самой предустановленной ОС были сведены к минимуму – на микро-ПК можно было слушать музыку, смотреть видео, делать простенькие замежи и выходить в Интернет. С установкой сторонних программ также возникали проблемы использующиеся в дистрибутивах сборки Linux были настолько урезанными, что фактически не позволяли инсталлировать какой-либо софт – он или не запускался, или работал очень криво. Многие из второстепенных производителей, которые все-таки взялись за разработку своих МЮ-устройств, очень быстро забыли об их поддержке и даже не наладили выпуск обновлений. Те немногие покупатели, что все-таки приобрели себе MID-планшет, решили установить полноценную настольную ОС, дабы хоть как-то увеличить функциональность. Но большинство планшетов комплектовалось убогим 800-МГц процессором (лишь пара устройств от ASUS имели на борту Atom, работающий на частоте 1330 МГц), и полноценное использование Windows 7 на нем было невозможно. Впрочем, оставалась старая и проверенная временем Windows ХР, которая ресурсов для работы требовала не в пример меньше. Но и с ней пользователей ждало разочарование – видеоядро GMA500 не имело нормального работающего драйвера ни под ХР, ни под Windows, так что большую часть даже самых простых трехмерных приложений было невозможно ни установить, ни запустить. Пресловутый GMA-500 не имел поддержки OpenGL, а убого прикрученный DirectX 9 не справлялся даже с элементарными задачами, То же самое касалось и двухмерных игр – если нерадивый покупатель собирался поиграть в StarCraft на свежеприобретенном гаджете, его поджидала ошибка видеодрайвера, вылетающая на экран рабочего стола каждый раз при попытке запуска 20-игры. Полноценное использование ОС семейства Windows осложнялось еще и отсутствием функциональных кнопок или выдвижной QWERTY-клавиатуры – одним стилусом орудовать было крайне неудобно. Ну и конечно же, свои пять копеек внес единственный Mini-USB-порт, из-за которого к микро-ПК невозможно было подключить мышь и клавиатуру для работы с офисными документами.
Примерно в это же время был анонсирован Apple iPad, который положил начало бурному развитию рынка планшетов на базе процессоров с архитектурой ARM. К 2010 году, когда MID только-только добрались до отечественных и европейских магазинов, ARM-процессоры на базе Cortex А8 уже достигли такого развития, что вполне могли переваривать сложный трехмерный интерфейс и запускать тяжелые программы. При этом сами планшеты на базе ARM были куда дешевле, тоньше и легче «толстушек» MID’ов и от одного заряда батареи работали не в пример дольше.
Огромный 7- или 10-дюймовый экран, 3G-модуль и дружелюбный интерфейс Android или iOS производили благоприятное впечатление на покупателей, которые увидели в них по-настоящему удобные устройства для выхода в Интернет. После активного распространения дешевых китайских планшетов (которые, кстати, продолжали называть МЮ-устройствами) и без того кислые продажи микро-ПК остановились вовсе. Их ниша была в кратчайшие сроки полностью занята более продуманными, удобными и недорогими устройствами с лучшей эргономикой и удобным интерфейсом.

MID 2.0

Концепция микро-ПК с полноценным компьютерным железом потерпела фиаско. Миниатюризация классических ПК уже никого не интересует – есть легкие ноутбуки, есть нетбуки, ультрабуки и нормальные десктопы. Людям проще выбрать для себя удобное в использовании устройство (благо выбрать сейчас и правда есть из чего) и работать с ним, нежели таскать с собой уменьшенную копию домашнего ПК. Первое поколение UMPC вызвало волну интереса лишь потому, что в далеком 2006 году не было такого разнообразия мобильных устройств вроде нетбуков и планшетов.
Впрочем, провал MID-устройств совсем не отрезвил неугомонную Intel. В рамках развития провалившихся в продаже устройств компания собирается на тех же процессорах Atom серии Z запустить в производство новое поколение смартфонов, которое, несмотря на то самое компьютерное железо, будет обладать мизерным энергопотреблением и позволит владельцу не жить с телефоном у розетки. Но дело в том, что по сути смартфоны на процессорах Atom и под управлением, скажем. Google Android никому не нужны, поскольку современное копеечное ARM-железо может выполнять возложенные на него функции не хуже х86 процессоров. Кому нужен будет смартфон на Intel Atom, если рядом на витрине будет лежать аналогичное по возможностям устройство на более быстром и экономичном NVIDIA Tegra 3 или ARM Cortex А15?
Впрочем, Intel не унывает – в Японии уже начались продажи первого смартфона с двумя ОС – Android 2.2 и Windows 7 на базе обновленной платформы Intel Moorestown, с 1200 мегагерцовым Atom Z650 и GMA600 на борту. Работает это чудо не очень быстро, однако может похвастаться вполне современной настольной ОС, а как следствие – поддержкой всего парка х86-программ. Насколько реинкарнация MID будет популярна по сравнению с современными смартфонами пока неясно, однако тот факт, что Fujitsu F-07C L00X уже целый год продается исключительно на рынке Японии, лишь подтверждает опасения по поводу мизерных объемов продаж.
История MID-устройств еще не закончилась – она началась с UMPC и продолжится в грядущих смартфонах на платформе Intel Moorestown, однако глядя на темпы развития ARM-процессоров, сложно говорить об успехе этой авантюры – конкурировать с ними на рынке ультрамобильных устройств будет практически невозможно.