Google – деньги все же важнее…

Google находится на переломном этапе своего развития: с крупными инвестициями, новыми сервисами и социальной сетью Google+, которая является центральным хранилищем данных, концерн постепенно превращается в систему по зарабатыванию денег.

Создание новых инновационных сервисов — таким был творческий девиз Google первой декады. При этом основным требованием к каждой разработке являлась максимальная полезность для конечного потребителя. Данный подход не всегда приводил к желаемому успеху, однако именно благодаря ему нам доступны такие популярные сервисы, как «Почта Google», и именно он способствовал обретению данной компанией положительного имиджа. Если же проанализировать события последних месяцев, направленность многих сервисов и приобретение сторонних фирм, то вырисовывается другой мотив, основанный на вопросе, сколько денег сможет заработать Google на том или ином продукте. Все чаше мы видим подтверждения тому, что Google превращается из творческого гения в безжалостного экономического гиганта.

Сборщик данных: Google+

Основная идея данного проекта состоит в попытке объединить в социальной сети Google+ все сервисы Google и информацию о пользователе. Успешное начало — 90 млн пользователей в первые семь месяцев — вызвало немалое удивление, прежде всего, на фоне неудачных социальных сервисов Google Buzz и Wave. Последние были крупными провалами данной компании.
Спустя полгода после запуска Google+ сервис получил дальнейшее развитие: как сообщил в одной из своих публикаций на этом ресурсе Вик Гандотра, который отвечает в Google за сектор «социального» бизнеса, поисковый гигант намерен каждый день внедрять новые функции. Самым главным нововведением является опция «Search plus Your world». Благодаря ей пользователи, выполнившие вход в систему, могут просматривать в результатах поиска различные сообщения своих друзей в Google+, однако пока эта возможность доступна только в англоязычной версии сервиса. Недавно была введена функция распознавания лиц на фотографиях, а видеоконференции («Hangouts») теперь можно запускать с помощью соответствующей кнопки, находящейся под каждой публикацией, что позволяет начать непосредственное общение с ее автором. Некоторые пользователи могут даже осуществлять трансляцию видео для других участников сети. Так, далай-лама своим обращением наглядно показал, как через Google+ можно наладить контакт с большим количеством людей. В конце сеанса связи на пользовательский аккаунт YouTube автоматически загружается запись видеовстречи. Стоит также упомянуть быструю интеграцию с другими сервисами: «Почта Google» позволяет просматривать последнее сообщение определенного контакта электронной почты, а на YouTube доступны видеоролики, получившие высокие оценки друзей из Google+. В декабре 2011 года фотосервис Picasa также был интегрирован в социальную сеть. Кнопка загрузки фотографий в веб-альбомы Picasa была заменена зеленой кнопкой с надписью «Поделиться на Google+». С момента запуска Google+ на сервисе было размещено более 3,4 млрд изображений. Попытка компании популяризировать социальную сеть среди пользователей других сервисов Google, по всей видимости, имеет успех: 70% сетевой активности, которая приходится на Google+, берет свое начало на других сайтах, например в электронной почте Google, утверждают рыночные аналитики компании Hitwise.

Рискованная игра с поиском в Google

Однако, тесно объединяя Google+ и поисковую систему, компания идет на большой риск. До настоящего момента Google активно выступала за объективность и нейтральность при подаче материала в Сети. Однако теперь в первых строках результатов поиска настолько часто и назойливо появляются опубликованные в Google+ сообщения, что страдает качество и удобство пользования поиском. То, что калифорнийцы отважились на такие изменения в поисковой системе, являющейся главным направлением деятельности компании, говорит о том, что Google+ — это не просто эксперимент, как, например. Google Buzz. Замысел компании заключается в том, чтобы в будущем сделать сеть центральным интерфейсом для всех своих сервисов. Google рассматривает Google+ не в качестве социальной сети как таковой и прямого конкурента Facebook, а как центральный портал для пользователя, на котором объединены все необходимые ему сервисы.
Это весьма удобно, однако не может не вызывать определенных опасений, поскольку означает не только более тесню интеграцию служб и сервисов. Объединению подлежат и данные, сбор которых осуществляет Google: видео, просматриваемое вами на YouTube, контакты электронной почты, поисковые запросы — все эти сведения будут сосредоточены в вашем профиле Google+. В конце января компания Google объявила о своем намерении создать подобную базу данных, сообщив пользователям на одной из страниц своего сайта, что с 1 марта 2012 года положения о защите данных будут унифицированы и вся информация будет размещена в одном месте и можно будеть найти информацию по любому запросу, например – свойство border radius. Ввиду того что возможность использования псевдонимов при регистрации аккаунта в Google+, несмотря на многочисленные протесты, все еще строго ограничена, установить связь этих данных с истинным именем человека проще простого, а для рекламной индустрии такая информация — просто находка.

Инвестиции Google в новые сервисы

В настоящее время Google+ — это большая, но не единственная площадка, на которой компания Google проявляет свою активность. Поисковый гигант находится в процессе преобразований, цель которых заключается не только в том, чтобы не остаться на обочине развития «социального» Интернета. Доказательством тому служит веб-обозреватель Google Chrome, который стал вторым но популярности браузером.
В ноябре 2011 года количество пользователей Chrome, выпущенного только в сентябре 2008-го, превысило число людей, работающих с Mozilla Firefox. Тем самым Google закрепила свои лидирующие позиции на мировом рынке поисковых систем, так как большинство пользователей Chrome используют встроенное в браузере поле поиска. Адресная строка («Omnibox») может служить для ввода не только адресов, но и поисковых запросов, которые, естественно, также перенаправляются в поисковую систему Google. Компания активно занимается популяризацией Chrome, выпуская все больше приложений, которые работают лишь в сочетании с браузером. Так, использование онлайн-утилиты для доступа к электронной почте в автономном режиме возможно только в Chrome, равно как и функции оповещения о поступлении новых электронных сообщений или новых событиях в календаре. Даже в популярной компьютерной игре Angry Birds имеются некоторые уровни, которые можно пройти только в Chrome.
Однако в усиленном режиме в Google работают не только отделы по разработке новых сервисов. В 2011 году этот концерн снова прославился крупными сделками по покупке других компаний: за 79 фирм поисковый гигант заплатил в общей сложности почти $2 млрд. Например, в апреле 2011 года американские власти позволили Google на довольно жестких условиях приобрести крупнейшего в мире поставщика информации об авиарейсах IТА. Компания была оценена Google в $700 млн. В сентябре за $151 млн был куплен путеводитель по ресторанам и гостиницам Zagat.

Alfred — самообучающееся приложение для смартфона, которое, используя накопленные данные о ресторанах и отзывы посетителей, дает рекомендации по выбору заведения, — теперь также работает на Google. В декабре поисковый гигант приобрел компанию-разработчика данного программного обеспечения Clever Sense. Вопрос относительно самой крупной сделки Google всех времен пока еще остается нерешенным: в настоящее время комиссия по конкуренции занята выяснением возможных последствий покупки концерном Google компании Motorola, оцениваемой приблизительно в S12.5 млрл. Многие приобретения на первый взгляд совершаются без разбора, однако в действительности за каждой сделкой скрывается тщательно спланированный стратегический ход. Шаг за шагом Google пытается заново самоопределиться, а заодно и сбросить старый балласт. До недавнего времени она была лишь самым крупным поисковиком. Теперь компания постепенно превращается в «денежную машину».
Вместе с тем существуют и такие проекты, как, например, саморегулируемый Google Auto, где соответствующие специалисты могут проявить себя в полной мере. Каждый сотрудник компании Google все еще имеет право тратить 20% своего рабочего времени на любимые проекты. Но с тех пор, как сооснователь Ларри Пейдж в апреле 2011 года принял эстафету у Эрика Шмидта, долгое время занимавшего пост генерального директора, компания приостановила работу почти над двумя десятками сервисов. Среди них — RSS-агрегатор Google Reader, альтернатива «Википедии» под названием Knol, функция Google Search Timeline, десктопная версия поисковика, сервис по сбору ссылок и фрагментов текста Google Notebook, ресурс Sidcwiki, с помощью которого можно оценивать и комментировать веб-сайты, а также проект Google Friend Connect.

«Уборка» в лаборатории

Эта сплошная «вырубка» всех представляющих интерес и экспериментальных проектов удивила многих наблюдателей. Google сконцентрировалась на том, что приносит прибыль. Чтобы понять данную стратегию, необходимо проанализировать экономическое положение фирмы. Несмотря на то что наличные средства Google исчисляются более чем $42 млрд. а оборот компании в третьем квартале 2011 года составил почти $10 млрд, что на 33% больше аналогичного периода прошлого года, Google обеспокоена одним обстоятельством: возможности ее роста в качестве поисковой системы ограничены. Ведь когда в мировом масштабе при поиске информации в подавляющем большинстве случаев используется Google, увеличение доли рынка не представляется возможным.
На других интересных рынках победное шествие Google отсрочивают конкуренты — например, поисковые системы «Яндекс» в России и Baidu в Китае. Но если в развитии поисковика наступит фаза застоя, то даже «золотая рыбка» Google — контекстно-ориентированная онлайн реклама (AdWords и AdSense) — начнет давать сбой. По информации рекламного агентства ZenithOptimedia, компания Google уже сегодня контролирует 44% мирового оборота онлайн-рекламы. На втором месте Yahoo! — ей принадлежат 8% рынка. То есть дальнейший рост в этом сегменте также сильно затруднен.

Борьба за новые источники дохода

Таким образом, Ларри Пейдж, Сергей Брин и другие руководители вынуждены искать дополнительные источники дохода. Google нельзя оставаться «актером одной роли», как когда-то назвал своего конкурента глава Microsoft Стив Балмер, и ей предстоит весьма непростой путь для компании, которая выросла благодаря бесплатным сервисам. Существенно увеличить оборот в области корпоративных продаж «облачных» офисных приложений концерну Google, например, еще не удавалось.
Другой путь стать менее зависимым от рекламы — это сделать платными сервисы, которые до сих пор были некоммерческими и поэтому быстро завоевали популярность миллионов пользователей. Как сетевая общественность воспримет данную стратегию, корпорация сейчас пытается выяснить с помощью сервиса «Карты Google». До недавнего времени выкладывать деньги должны были только пользователи, часто и в профессиональных целях за действующие карты на своих веб-сайтах. С конца октября 2011 года платить обязаны все владельцы интернет страниц, на которых размещенные карты просматриваются более 25000 раз в сутки.
Наряду с бизнес-сегментом Google намерена искать новые источники дохода и в сфере цифровых развлечений. Но если говорить о ресурсе Google Music, то в сочетании с платным сервисом Google Checkout по удобству использования и доступному ассортименту он не может тягаться с iTunes Store от Apple. Ввиду того что сроки появления собственного телевизионного сервиса Google TV остаются неизвестными, компания выполняет расширение портала YouTube, пытаясь вывести его на уровень полноценной альтернативы телевидению. Транслируя художественные фильмы и сериалы, Google намерена с помощью YouTube привлечь на свою сторону публику, для которой телевидение не представляет интереса, а также стать привлекательным ресурсом для всех тех, кто игнорирует рекламу при просмотре ТВ. Развивать данное направление наряду с онлайн-рекламой имеет смысл, так как, по информации Zenith Optimedia, около 40% всех мировых расходов на рекламу приходятся на телевидение, тогда как в сфере онлайн рекламы они составляют всего лишь 16%.
То, когда можно рассчитывать на доход от ТВ-рекламы, не поддается прогнозу, поэтому Google делает ставку на проверенные источники прибыли — специализированные поисковые запросы, направленные на планирование путешествий и принятие решений о покупке какого-либо продукта. До настоящего момента такие сервис-провайдеры, как гостиничный портал HRS или портал путешествий Expedia, могли рассматривать Google в качестве своего партнера, поскольку поисковая система перенаправляла запросы пользователей на их веб-страницы. На сайтах заключались посреднические сделки между пользователем и гостиницей или авиаперевозчиком. Данным фирмам в будущем придется нелегко, так как Google намерена взять роль посредника при заключении сделок на себя и получать за это комиссионные. Сервис Google Hotel Finder представляет собой полноценную систему поиска гостиниц на основе «Карт Google», которая наверняка доставит немало головной боли завсегдатаям рынка подбора гостиниц. Подобные перемены ожидают также рынок систем по поиску авиарейсов, так как сделка по приобретению концерном Google компании ITA, поставщика технологий и программного обеспечения в сфере туризма, уже состоялась. «Найти авиарейс туда, где светит солнце, менее чем за $500» — один из недавних поисковых запросов, который Google предстояло обработать», — говорит Джефф Хубер, старший вице-президент компании. Подобное сочетание слов и цифр до сих пор не может «переварить» ни одна система поиска авиарейсов. Если Google окажется в состоянии показать в этом отношении хороший результат, это обещает ей столь же хорошие комиссионные. Аналогичным образом обстоит дело со скидочными сервисами. В США уже работает Google Offers, также фирма купила германский DailyDeal и вела переговоры о покупке международного Groupon. Сервис Google по поиску товаров, находящийся на стадии бета-тестирования, в скором времени будет предоставлять информацию о том, в каких странах и торговых сетях доступна определенная продукция.

Светлое будущее на мобильном рынке

Тем, что Google может быстро превратиться во влиятельную электронную мобильную платежную систему, компания обязана своим усилиям по развитию мобильной платформы Android. «Android — это один из наиболее существенных проектов Google в последние годы», — говорит Марио Фишер. Google способна с помощью всего лишь одного обновления для Android «одним махом» расширить функциональность смартфонов, количество которых, по разным оценкам, колеблется от 200 до 600 млн, и произвести фурор в нескольких отраслях электронной индустрии одновременно. Например, когда компания в октябре 2009 года объявила о том, что все Android-смартфоны будут поставляться с полноценным бесплатным навигационным ПО, акции таких поставщиков специализированных устройств, как Garmin и TomTom, резко упали в цене. Летом 2010 года после обновления ОС функция навигации на основе «Карт Google» стала доступна на всех устройствах с ОС Android. Но и без того эта система будет длительное время основной опорой сетевого гиганта. Благодаря данным о местоположении и однозначной идентификации пользователя по номеру телефона мобильная реклама может быть еще более целенаправленной и персонализированной, чем онлайновая, на которой компания зарабатывает свои миллиарды. А если успешными окажутся и новые проекты, то Google получит влияние на всех фронтах, обуздать которое власти смогут только посредством строгих обязательств.






  1. я хочу работат

  2. Не помню есть ли яндекс деньги на указанную почту

  3. Я хочу работать