Онлайн религия – Google

Мысли о Google быстро обретают религиозную окраску. Этот сервис всеведущ — только вот о его сущности, то есть алгоритмах работы, в поисковике ничего найти нельзя. Остается только догадываться, как же функционирует эта машина познания. Одно ясно томно: за последнее десятилетие поиск превратился из второстепенного сервиса в главный интерфейс Интернета.

Еще в начале 90-х, если кто-то говорил о поиске, то с высокой долей вероятности он был священнослужителем, ученым или частным детективом. Тогда это слово имело два значения в повседневной жизни: либо речь шла о поиске ключей от квартиры или слова в кроссворде, либо же, напротив, подразумевался глобальный подтекст — например, поиск смысла жизни.
К тому времени компьютеры уже пару десятилетий являлись обычным инструментом для решения задач, требующих большого количества вычислений. Это позволяло искать с их помощью информацию (сначала только локально) в базах данных. Однако содержимое последних должно было быть тщательно отсортировано. Поэтому, например, для совершения банковской транзакции и сейчас необходимо указывать сначала фамилию, а потом имя.
Затем в нашу жизнь вошел Интернет с его огромным массивом неупорядоченных данных, и обычный компьютерный беспорядок перерос во всемирную свалку текстов, картинок и видео. А потом появился Google.

Цифровое хождение по воде

Компании, занимающиеся поиском, вызывает ассоциации с неким голливудским продюсером, у которого была роскошная вилла с бассейном. В какой-то момент ему этого стало недостаточно — он построил прозрачную дорожку из органического стекла и разместил ее прямо под поверхностью воды. Иногда продюсер пересекал по ней бассейн, и тогда казалось, что он чудесным образом идет по воде.
В августе 2003 года у сооснователя Google Сергея Брина спросили на конференции, в какой момент ему стало понятно, что Google — это воплощение современной жизни. В ответ Брин рассказал историю о том, как человеку с сердечным приступом спасли жизнь, воспользовавшись информацией, быстро найденной с помощью данного поисковика. Иными словами, сегодня Google позволяет творить настоящие чудеса. В США, где 46 млн человек не имеют медицинской страховки, поисковый сервис может хотя бы снабдить бесплатным советом. Или если вы ищите обувной магазин ПЛАНЕТА ОБУВИ – интернет магазин большие размеры, то гугл обязательно покажет первой ссылкой www.planetaobuvi.ru.
Таким образом, Google становится настоящей машиной моментального исполнения желаний. Поиск в Сети превращается для нас в вопрос мировоззрения.

Все, что люди хотят увидеть, прослушать или узнать, изначально должно войти в контакт с Google. Создается впечатление, что если поисковик чего-то не отображает, то этого и не существует.
Всего несколько лет назад мы подходили кокну, чтобы взглянуть на термометр и узнать погоду. Сегодня за этой информацией мы отправляемся в Сеть: открылось новое окно — со строкой поиска Google. Теперь фактически каждый участвует в грандиозном эксперименте XXI века.

Онлайн религии - Google

В течение последних десяти лет поиск из полезного, но второстепенного сервиса превратился в центральный интерфейс Интернета. Онлайновый поиск стал понятным всем методом навигации в информационном пространстве. Если вы покажете любому человеку в мире экран с полем ввода запроса Google, он, скорее всего, будет знать, что с ним делать. Google дает людям ориентир в запутанное и сложное время. Иногда поиск и вовсе приобретает религиозный характер. Многие совсем не стремятся найти — им нравится искать.

Процесс поиска важнее результата

Если бы Зигмунд Фрейд, который 100 лет назад обнаружил влияние бессознательного, воспользовался базой данных Google, он был бы поражен. Люди спрашивают у поисковика обо всем на свете и создают, как выразился эксперт по поисковым системам Джон Бэттел, «гигантскую базу данных намерений» — золотую жилу для глубинного анализа, беспрецедентную по масштабам. Чего хочет Земля? Компания, которая может ответить на этот вопрос, имеет доступ к ядру человеческой культуры — и к сокровенным тайнам продаж. Иногда кажется, что люди сейчас не ходят исповедоваться в церковь, а доверяют свои глубочайшие переживания и устремления поисковой строке Google.
Мы используем Google, чтобы найти что-либо. Однако времена меняются, и теперь может быть важным обнаружение того, что искали другие. Весной 2007 года 34-летняя американская медсестра Мелани Макгвайр была обвинена в убийстве мужа. Жертва была расчленена, и части тела были найдены в трех чемоданах в пяти часах езды от места убийства. За десять дней до этого Мелани Макгвайр «гуглила» на своем ноутбуке фразу «how to confirm murder?» («как совершить убийство?»). Немедленно были произведены дальнейшие поиски, в ходе которых обнаружились такие запросы, как «обнаруживаемые яды» и «смертельная доза диоксина» — препарата, который нарушает сердечнососудистую деятельность. Мелани использовала поисковый сервис для того, чтобы играть роль Бога. 24 апреля 2007 года она была осуждена, по выражению судьи, за «особенно отвратительное и жестокое, безжалостное и систематично проведенное убийство».
Google как бы между прочим вершит судьбы и в прочих областях. Одновременно с победным шествием самого влиятельного поискового гиганта рождается и новая форма мировой экономики — Googleэкономика. При этом, вне зависимости от вида бизнеса, речь идет о том, чтобы подняться в результатах выдачи поиска как можно выше. Для достижения первых строк существует ряд легальных и нелегальных способов, и на этом зарабатывает целая индустрия — поисковая оптимизация.

Прием только для высших священников

За таким влиянием и популярностью стоят промышленные секреты Google. По уровню охраны алгоритмов работы сервис напоминает святилище, к которому имеют доступ только верховные патриархи. Эти формулы приносят в мир новый порядок — заставляют людей или вещи быть видимыми или невидимыми, важными или неважными.
Как и Библия, которая была недоступна простым людям на протяжении веков и интерпретировалась только священниками, новый цифровой порядок тоже имеет свои тайны и вопросы, на которые нет ответа. Google хочет предоставлять каждому доступ к информации и сделать прозрачными знания всего мира — за исключением сведений о том, какие критерии компания для этого использует. Алгоритмы Google — гораздо больший секрет, чем формула Coca-Cola. По оценкам отдельных экспертов, существует около 200 «воздействий», после которых поисковое провидение определяет, что является релевантным и какой результат «оракул» выдаст пользователю.
«Don’t be evil» («Не будь злым») — неофициальный девиз Google. Но придерживается ли компания данного правила сама, проконтролировать трудно, так как она не любит, когда заглядывают в ее карты. После того как CNet опубликовала на своем сайте «лишнюю» информацию об исполнительном директоре Эрике Шмидте, представители «корпорации добра», как часто называют Google, целый год не разговаривали с этим изданием.
Мекка мировых знаний
На конференции британских консерваторов управляющий Google указал политикам «времен телевизора» на то, что Интернет будет иметь серьезное влияние на их сферу деятельности в ближайшие годы. Чтобы показать, что поисковый сервис может выступать в качестве инструмента политического контроля, Шмидт рассказал о грядущем «детекторе правды» на основе поискового движка. Он сможет проверять высказывания политиков, размещенные онлайн, на истинность, а также прогнозировать итоги выборов.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Вы можете поискать на YouTube видео периода предвыборной гонки в США: сотни роликов с высказываниями кандидатов на высокий пост позволяют людям сделать свой выбор. Сбор дискредитирующих цитат политиков в качестве средства воздействия во время предвыборной борьбы не является чем-то новым, однако сейчас
эти данные стали доступны широким массам.
В ходе своего выступления Эрик Шмидт добавил, что компания хочет открыть глаза политическим лидерам. Возможно, в будущем мы еще увидим, как Google совершит сделку с Ватиканом.

Церковь Google

Есть люди, которые искренне верят, что Google наиболее подходит на роль бога — причем такого, с которым можно общаться напрямую. Они основали церковь (конечно же, виртуальную), которая расположена по адресу thechurchofgoogle.com. Энтузиасты разместили на сайте девять доводов в пользу божественности Google. Во-первых, этот поисковик, с некоторыми оговорками, всезнающ, так как в его индексе содержится 9,5 млрд веб-страниц. Во-вторых, доступ к поиску можно получить из любого места — а следовательно, он вездесущ. В-третьих, Google отвечает «молящимся». Бессмертие, которое тоже является атрибутом богов, обеспечивается множеством серверов, на которых расположен сервис. Далее упоминается о его бесконечности, доброте и о том, что Google помнит все. Наконец, согласно собственной статистике поисковика, слово «Google» ищут чаще, чем «Иисуса», «Аллаха» и «Будду» вместе взятых.