Проблема подготовки и методы обучения специалистов по компьютерной технике

 

Оценка материальных активов компании представляет достаточно очевидную задачу, другое дело — интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал складывается из опыта и знаний ее сотрудников, уникальной организационной структуры и интеллектуальной собственности. Интеллектуальный капитал — это знания. Термин «интеллектуальная собственность» представляется более привычным. Интеллектуальной собственностью являются торговые марки, патенты и авторские права, в то время как под интеллектуальным капиталом подразумевается информация, «носителями» которой являются сотрудники компании. Управление интеллектуальным капиталом требует от руководителей умения манипулировать сухими цифрами и оценками характеристик работы предприятия и одновременно способности иметь дело с такими стратегическими концепциями, как фиксация знаний в экспертных системах и оценка их значимости для компании. Если вычесть прейскурантную стоимость акций из их рыночной стоимости, полученное значение будет характеризовать интеллектуальный, маркетинговый капитал, а также капитал знаний. Это будет стоимость интеллектуальной собственности и всех других нематериальных активов.

Интеллектуальным капиталом нужно управлять и пестовать его. Как только интеллектуальный капитал компании определен, возникает следующая задача — его обслуживание, обеспечение его сохранности и увеличения. Один из способов, каким администраторы интеллектуальной собственности могут защитить себя от потери интеллектуального капитала, — заключение с сотрудниками договоров о неразглашении фирменных секретов. Вопрос только в том, на какой срок можно связать человека такими обязательствами. Лучший способ управлять интеллектуальным капиталом — сделать так, чтобы служащие, являющиеся носителями интеллектуального капитала были довольны.

Передовые фирмы ежегодно выделяют до 3 тыс. долл. в расчете на одного служащего для обучения и участия в семинарах вне компании. Специалисты редко уходят из фирмы, если знают. что в другом месте у них не будет столь благоприятных возможностей повышать свою квалификацию. Они могут оттачивать свой опыт и получать новые знания, что, в свою очередь, помогает им продвигаться по служебной лестнице, руководство таких фирм стремится, чтобы служащие участвовали в процессе принятия решений и планировании. Таким образом, служащие могут почувствовать себя участниками общего процесса, что чрезвычайно важно, поскольку часто создается впечатление, будто они никак не участвуют в делах компании. Принятие схемы «попробуй и завоюй доверие» для оценки, поддержки и стимулирования роста интеллектуального капитала повышает производительность труда и потенциал каждого работника (оценивают каждого сотрудника при помощи специальной сетки показателей из десятка позиций).

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *