Советы по выбору LCD-монитора

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – выбору ЖК-монитора. От информации об основных характеристиках современных мониторов мы переходим к конкретным рекомендациям с указанием наиболее интересных моделей в различных ценовых категориях.

Disclaimer: Статья не преследует цели описания принципов работы современных ЖК-мониторов и является субъективной точкой зрения ее автора о критериях выбора ЖК-монитора.

Лирическое отступление. Пять лет назад я даже не предполагал, что к сегодняшнему моменту ЖК-мониторы практически полностью вытеснят с компьютерного рынка традиционные на то время мониторы, основанные на электронно-лучевой трубке. Но времена менялись, и теперь приличного нового ЭЛТ-монитора, с хорошей геометрией и большой диагональю, в продаже просто не найти. А между тем, производители за 250 американских рублей предлагают 19″ монитор, основанный на жидких кристаллах. Но почему один монитор с диагональю 19″ стоит 250 долларов, в то время как за другой просят 500 и более? И какой из них предпочесть?

Для начала поговорим о характеристиках монитора, на которые стоит обратить внимание при выборе.

Время отклика

Время отклика является характеристикой, показывающей (если не вдаваться в подробности), насколько быстро каждый пиксель, формирующий изображение на мониторе, может изменить свой цвет на заданный. Извечная проблема ЖК-мониторов в том, что изображение на них изменяется с гораздо меньшей скоростью, чем это происходит в случае мониторов, основанных на ЭЛТ. В результате, на ЖК-мониторах с большим временем отклика при динамичном изменении картинки можно увидеть “замыливание” картинки, когда границы движущегося объекта размываются и теряют свою четкость. К чести производителей ЖК-мониторов, ситуация с временем отклика за последние годы значительно улучшилась, и современные ЖК-мониторы практически избавились от данной проблемы, за редким исключением (о чем речь пойдет немного позже).

По общему правилу, чем меньше время отклика, тем лучше. Вместе с тем, стоит отметить, что методы измерения производителями времени отклика различны, и обычно указываемое производителями время отклика мало что может сказать о том, как тот или иной монитор поведет себя в реальных приложениях. Измерить время отклика без специального оборудования не представляется возможным, поэтому потребителям остается два пути – либо прочитать обзоры с объективными измерениями в специализированных изданиях, либо посмотреть данный монитор “вживую” в различных приложениях и сделать вывод “устраивает/не устраивает” самому, на основании увиденного. По моему мнению, отклика порядка 8 мс и менее для комфортного просмотра фильмов и динамичных игр более чем достаточно. “Хардкорным” геймерам в то же время, возможно, понадобится отклик в 2 мс на топовых ЖК-мониторах, построенных на матрице типа TN+film.

Компенсация времени отклика (RTC, overdrive)

Так как время отклика является одной из проблемных характеристик монитора и практически главной характеристикой, на которую делают упор маркетологи фирм производителей, инженерами была разработана технология, позволяющая уменьшить данную характеристику – компенсация времени отклика. Однако данная технология принесла с собой не только положительные стороны, но и артефакты “разгона” матриц. В последних моделях мониторов с такой технологией количество артефактов разгона значительно уменьшилось, но говорить об их отсутствии пока рано. Как и в случае с временем отклика, советую читать специализированные обзоры, а еще лучше – посмотреть на такие мониторы вживую, ибо скупые цифры в обзорах хоть и объективны, но дают мало представления неподготовленному читателю о реальной ситуации с артефактами овердрайва.

Контрастность, яркость и равномерность подсветки

Контрастность ЖК-монитора есть отношение уровня белого цвета (максимальная яркость которого в центре экрана и называется яркостью монитора) к уровню черного. Грубо говоря, от контрастности зависит, насколько черный цвет будет выглядеть черным, а не серым, на экране вашего монитора. Производители указывают контрастность от 500:1 до 3000:1 для своих ЖК-мониторов. Но чаще всего это паспортная контрастность матриц, используемых в данных мониторах, которая измеряется производителями на специальных стендах в специальных условиях и не учитывает влияние электроники конкретной модели монитора. Некоторые производители в качестве значения контрастности монитора указывают так называемую “динамическую” контрастность. Обладающие данной технологией мониторы оценивают отображаемое в данный момент изображение и, в зависимости от преобладания светлых или темных тонов, соответственно изменяют яркость подсветки матрицы. Уровень черного измеряется при минимальном значении яркости, а уровень белого – при максимальном, что не совсем честно, так как недостижимо в реальности в каждый отдельный момент времени. Следует также отметить, что при разных значениях яркости монитора контрастность будет также весьма различна, а яркость, необходимая для комфортной работы с текстом, к примеру, значительно ниже яркости, необходимой для просмотра видеофильмов и игр.

Углы обзора

Еще одной из важнейших характеристик ЖК-мониторов являются углы обзора. Ибо если изображение на мониторах с ЭЛТ практически не изменяется даже при взгляде на него сбоку, то в случае ЖК-мониторов все обстоит совершенно иным образом – изображение существенно меняется, а при взгляде сверху или снизу явно видно падение контрастности и искажение цветопередачи. Вместе с тем, производители указывают в качестве значений углов обзора 160? даже для самых недорогих панелей, и до сих пор на них ни кто не подал в суд за недобросовестную рекламу. Почему, спросите вы? Да потому, что измеряют они эти углы при условии падения контрастности до значений в 10:1 в центре экрана, а некоторые и 5:1, что совершенно неприемлемо с точки зрения возможности работы за монитором при таких значениях. Если кратко подытожить данный раздел, можно лишь посоветовать “вживую” посмотреть монитор и, попросив выставить на нем равномерную заливку каким-либо цветом, посмотреть с разных сторон и сделать самостоятельный вывод, устраивает ли вас такой вариант.

Цветопередача

Цветопередача ЖК-монитора – это характеристика, показывающая, насколько полно и точно монитор отображает видимый человеческому глазу цветовой спектр. Производители в качестве показателя цветопередачи указывают количество цветов, которое способен воспроизводить монитор. Для современных ЖК-мониторов это число традиционно указывается равным 16 миллионам, что совершенно ничего не говорит о качестве цветопередачи в принципе. Данный параметр важен в первую очередь тем, кто собирается использовать монитор для профессиональной работы с цветом либо редактирования цифровых изображений, и в силу сложности описания и его комплексности мы будем оперировать сравнительными определениями – “лучше” и “хуже”.

Матрица

Теперь поговорим о типе матрицы, ибо именно от нее в подавляющем большинстве случаев зависят все остальные характеристики ЖК-монитора, в том числе и цена. В современных мониторах применяются 3 основных типа матриц – S-IPS, PVA (MVA, в силу небольших отличий от PVA, можно считать упрощенным аналогом PVA с чуть худшими характеристиками) и наиболее распространенный в мониторах – TN+film.

Характеристика TN+film PVA / MVA S-IPS
Время отклика без RTC / с RTC Среднее / Минимальное Большое / малое Среднее / Минимальное
Контрастность Средняя Большая Средняя
Углы обзора Малые Большие Большие
Цветопередача Плохая Средняя Хорошая
Цена Минимальная – средняя Средняя – высокая Высокая

Итак, насколько мы видим из таблицы, мониторы на TN+film проигрывают остальным по характеристикам, но являются, тем не менее, наиболее распространенными из всех в силу одного существенного фактора – цены. Сравнивая мониторы на матрицах S-IPS и PVA, мы видим, что однозначного преимущества не имеет ни один из них, и выбор следует делать, исходя из личных предпочтений и требований. MVA все же проигрывает по совокупности характеристик PVA, но и стоит заметно дешевле моделей на PVA и S-IPS.

Размер диагонали и соотношение сторон монитора, способ подключения

 

В заключительной части нашей статьи мы попытаемся дать практические советы по выбору ЖК-монитора. Но для этого постараемся дать краткую характеристику существующему рынку ЖК-мониторов.

В настоящее время производители предлагают нам модели 15″, 17″, 19″, 20″, 21″, 22″, 23″, 24″, 26″, 27″ и 30″. И если модели 15″ и 17″ давно стали low-end и выпускаются только на TN+film матрице, то в секторе 19″ выбор уже гораздо шире, включая модели на S-IPS-, MVA- и PVA-матрицах. Но для начала остановимся на одной немаловажной детали, непосредственно влияющей на выборе ЖК-монитора – разрешении. В силу особенностей технологии ЖК-мониторов последние предназначены для показа изображения только в одном, так называемом “родном” разрешении, совпадающем с физическим количеством пикселей по горизонтали и вертикали. Выставление разрешения ниже, чем физическое, приводит к видимым искажениям и артефактам. Причем, учитывая богатство размеров диагоналей предлагаемых ЖК-мониторов, размер пикселя у них тоже разный, что значительно усложняет выбор между ними.

Размер диагонали Разрешение матрицы Размер пикселя
15″ 1024х768 0,297
17″ 1280х1024 0,264
19″ 1280х1024 0,294
19″ wide 16:10 1440х900 0,284
20″ 1600х1200 0,255
20″ wide 16:10 1680х1050 0,258
21″ 1600х1200 0,270
21″ wide 16:10 1680х1050 0,270
22″ wide 16:10 1680х1050 0,282
23″ wide 16:10 1920х1200 0,258
24″ wide 16:10 1920х1200 0,269
26″ wide 16:10 1920х1200 0,287
27″ wide 16:10 1920х1200 0,303
30″ wide 16:10 2560х1600 0,251

Как мы видим, размеры пикселей современных ЖК-мониторов в ряде случаев отличаются на 17%, что более чем заметно глазу человека. И если в случае слишком крупных пикселей мы получаем “зернистость” и “рассыпание” изображения на пиксели, то в случае слишком мелких мы будем излишне напрягать зрение, рискуя его испортить. К сожалению, средства масштабирования изображения операционных систем, и тем более прикладного программного обеспечения, весьма далеки от совершенства в настоящий момент, посему данная мера слабо поможет в случае слишком мелкой точки.

И еще немного о соотношении сторон экрана мониторов. Их в настоящее насчитывается три:

традиционное 4:3, как ни странно, встречающееся не так часто – только моделях с диагональю 15″, 20″ и 21″; нестандартное соотношение сторон 5:4 – оно более приближено к квадрату, что несет определенные преимущества при работе с текстом – и неудобство при просмотре фильмов, подавляющее большинство которых выпускаются в широкоэкранном варианте; стремительно набирающее популярность соотношение 16:10, или так называемые широкоэкранные мониторы – в силу особенностей физиологии, человеческий глаз более приспособлен к восприятию широкоэкранного изображения, нежели приближенного к квадратному. Однако старые программы и игры разрабатывались для соотношения сторон 4:3, без поддержки широкоэкранных мониторов.

Вместе с тем, в настройках драйверов видеокарт возможно установить, как монитору следует себя вести при “неродном” разрешении программы:

    он может отобразить реальный размер изображения, и тогда по краям, сверху и снизу будут черные полосы; он может масштабировать картинку с соблюдением пропорций оригинального изображения, и в таком случае мы получим две полосы – по бокам или сверху/снизу, в зависимости от соотношения сторон; без соблюдения пропорций, для заполнения всего экрана, и в данном случае мы получим искажение пропорций изображения.

Размер точки, комфортный для вас лично, традиционно предлагаю выбирать путем непосредственного сравнения мониторов. Что касается соотношения сторон, то личное мнение автора заключается в том, что за широкоэкранными мониторами будущее, особенно это касается диагоналей от 20″ и выше.

Современные ЖК-мониторы подключаются к видеокарте двумя способами – с помощью традиционного аналогового подключения с использованием разъема D-Sub и цифрового, с использованием подключения по DVI. Последний обеспечивает минимальное количество преобразований сигнала на пути от видеокарты к монитору и избавляет от зависимости качества изображения от качества аналогового выхода вашей видеокарты.

По материалам gigamark.com.