7. Диагностика неисправностей
Задача восстановления накопителя Maxtor сводится в первую очередь к точной диагностике неисправности, желательно без разборки гермоблока и сведения к минимуму возникновения в ходе диагностики еще больших повреждений накопителя или потери данных. Неисправности, как и методы диагностики, можно разделить на следующие группы:
— Неисправность платы электроники.
— Повреждение двигателя/подшипника.
— Повреждение парковочного элемента.
— Повреждение одной и более головок чтения/записи.
— Повреждение головок и запил поверхности.
— BAD — сектора.
— Нестабильности чтения/записи.
— Полная или частичная потеря служебной информации.
После того, как круг проблем определен, можно приступить к диагностике. Что же из выше перечисленных неисправностей произошло?
Шаг 1: электроника. Начнем с платы электроники. Чтобы убедиться в исправности платы электроники, достаточно переставить ее на другой накопитель с такой же версией микропрограммы и убедиться, что он с этой платой работает без сбоев. Рекомендации по подбору электроники на основании версии накопителя описаны в 4.2. Некоторые семейства имеют ряд особенностей по совместимости электроник, которые описаны в главе 9. Возможна ситуация, когда установлена кем-то не подходящая плата. При этом накопитель может запускаться и определяться технологическим именем и версией ПЗУ на плате, но загрузить в этом случае лоадер не получится. При неисправной плате электроники программное восстановление с использованием утилиты невозможно.
Шаг 2: механика/электромеханика. Если проблема не в плате электроники, следует переходить к диагностике двигателя. Если при исправной плате двигатель не раскручивается, то причина сбоя в повреждении обмоток двигателя, либо в прилипании головок к поверхности. Встречается повреждение двигателя, в результате которого выходит из строя микросхема управления двигателем. Еще одним источником отсутствия вращения является клин гидродинамического подшипника. В тех накопителях, где используется шариковые подшипники в шпинделе, клин практически не встречается, но есть другое явление — двигатель работает с явно высоким уровнем шума. Еще одной проблемой двигателя может быть плохой контакт или обрыв шлейфа в разъеме между платой электроники и гермоблоком. В итоге, проблемы двигателя можно диагностировать по следующим проявлениям:
— Замыкание или обрыв обмоток.
— Заклинивание гидродинамического подшипника (FDB).
— Работа двигателя со значительным уровнем шума.
— Проблема с подсоединением двигателя и платы электроники.
В случае с неисправным двигателем программное восстановление средствами утилиты невозможно.
Шаг 3: магнитная поверхность. Если накопитель с исправной электроникой и без явных проблем в работе двигателей (VCM & Spindle Motor) не стучит головами или постукивает при попытке калибровки, то переходим к следующему шагу 4. Приступаем к диагностике запила поверхности. Без разбора накопителя эту диагностику в полном объеме произвести сложно, но благодаря наличию отверстия для толкателя STW можно разглядеть до 90% поверхности со стороны платы электроники. У «полуразмерных» семейств через отверстие толкателя STW видна именно рабочая поверхность и микросхема предусилителя/коммутатора. Запил, возникнув на одной из поверхностей, очень быстро распространяется и на все остальные. В случае значительного запила можно вполне ограничиться его диагностикой без разбора гермоблока. Примеры отверстий для толкателя STW приведены в 9.12 для «полуразмерного» гермоблока и 9.13 для «полноразмерного» гермоблока. В случае царапин на поверхности диска или отрыва магнитных головок восстановление такого накопителя невозможно.